Река Крушма - одна из традиционных паводковых рек Тульской области, берет начало на востоке Калужской области и попадает в Тульскую узким ручьем примерно в том месте, где автотрасса Тула-Калуга пресекает границу областей. Надо сказать, что имеется ещё один приток под тем же названием, справа впадающий в реку в районе с. Ломинцево, но поскольку он несколько короче и маловоднее, то за "основную" Крушму все же принято считать именно "калужскую" реку.
Для весеннего сплава пригоден участок от д.Вишневая на трасе Тула-Алексин до устья, длиной около 27 км. Известная мне попытка моих знакомых пройти в конце 80-х годов по верховьям Крушмы по высокой воде на "Тайменях" от с.Афанасьево не увенчалась успехом. Поход пришлось прервать из-за огромного количества завалов.
Летом река практически исчезает среди высокой травы и не представляет никакой возможности сплава даже на пластиковых каяках.

В конце марта - начале апреля ширина Крушмы у д.Вишневая не более 8-10 метров и остается такой вплоть до впадения её в Оку. Берега и дно в основном каменистые, на перекатах отдельные крупные камни в русле.
В районе моста на автодороге, ведущей к с.Щукино (примерно за 1 км до устья Крушмы) уже чувствуется подпор разлившейся Оки. Течение Крушмы резко замедляется и её вода заливает большую часть прибрежных кустов. Смысла сплавляться ниже и впадать в Оку нет.
Участок от д. Вишневая удобен ещё и тем, что на протяжении маршрута Крушма дважды протекает под мостами автодорог. Это позволяет легко планировать длительность сплава и осуществлять аварийные выходы с маршрута.

В с. Ломинцево низководный пешеходный мостик. Участок до моста у с.Болото не преподносит значительных трудностей: почти везде чистое русло с быстротоком, каменистые перекаты. Берега высокие, с перелесками на склонах. В отличие от "классических" Вашаны и Скниги на Крушме отсутствуют участки со сплошным ивняком по берегам. Река более "читаемая" и возможные препятствия легко прогнозируемы.
В районе с.Богучарово река минует два огромных бетонных быка будущего моста. Слева и справа к берега подходит высокая насыпь для дороги, по которой, может быть, будут ездить наши потомки.

После того, как река минует мост у с.Болото предстоит очередной обнос капитального завала. Далее начинается исключительно красивый лесной участок реки. Характер реки не меняется - быстрины, каменистые перекаты и несложный слалом между стволов затопленных лозин. На окрестных холмах смешанный лес. Много удобных мест для остановок.

После моста у д.Сенино такой же лесной участок без каких либо экстремальных трудностей. Завалов практически нет, а отдельные деревья, упавшие в воду всегда давали возможность найти в них лазейку для прохода. Высокие, поросшие лесом береговые склоны чрезвычайно живописны.

От моста до с. Щукино около 2-х километров щебеночной дороги, поначалу круто идущей в гору. Лодки удобно собирать и сушить подальше от берега на сухой щебенке - у моста сплошная глина.

Собака не роскошь, а средство передвижения!!!