Меню
Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS
  • Страница 1 из 1
  • 1
Отчет по результатам историко-краеведческой экспедиции
Shtusha
Уже как свой
Группа: Администраторы
Сообщений: 231
Награды: 10
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Отчет по результатам историко-краеведческой экспедиции Академии фундаментальных наук

в Тульской области
(районы Алексин и Ясногорский)

Составлен 06.06.2006 г.
Направлен губернатору Тульской области В.Д. Дудке 07.06.2006 г.

I.

Итог тульского (верхнеокского) этапа Всероссийской историко-краеведческой экспедиции, организованной Академией фундаментальных наук под непосредственным руководством ее президента Андрея Александровича Тюняева, принес неожиданные, а в чем-то и сенсационные, результаты.

Тульская область была выбрана для экспедиции не случайно. Именно здесь были зафиксированы древнейшие следы пребывания человека, относящиеся к эпохе мустье (100-40 тыс. лет назад). Эпоха мустье частично совпадает с так называемым Микулинским межледниковьем, когда климат на Русской равнине был относительно мягким, теплым и влажным, и связывается с временем, переходным от раннего палеолита к позднему. Именно в то время отдельные и немногочисленные группы людей могли появиться на исследуемой территории.

Периодически наступавшие ледники вызывали отток населения, а отступление ледника позволяло людям снова прийти на те же места. Однако при наступлении ледник сильно изменял окружающий ландшафт, оставлял морены, менял направление рек. Причем каждый ледник перемешивал или вовсе уничтожал следы древнейших стоянок.

Первым из сформировавшихся и сохранившихся до настоящего времени уступов в долине Оки была третья надпойменная терраса. Экспедиция АФН исходила из предположения, что следы ранних поселений на этих террасах уже могли сохраниться, так как этот уступ мог быть заселен сразу после отступления ледника или несколько позже, в конце палеолита или уже в мезолите.

Наиболее ярко выражена третья терраса Оки оказалась в районе села Красного, поэтому основные усилия экспедиции были направлены на этот ареал распространения человека. Более того, эта местность до сего дня насыщена родниками, многие из которых существует с древнейших времен, а исследование родниковой системы Верхнего Поочья ставилось перед экспедицией как одно из первоочередных целей.

Однако в результате тщательного обследования пахотных полей третьей террасы Оки были обнаружены лишь единичные образцы ямочной и лепной керамики. Образцы были зафиксированы на плане-схеме и оставлены на месте.

При комплексном изучении древностей любой местности необходимо использование самого широкого спектра разнообразных методических подходов в различных отраслях знания. Именно поэтому в состав экспедиции были включены исследователи-этнографы и исследователи-биологи. В течение нескольких дней этнографической группой под руководством И. Б. Цыпурского был собран богатейший материал легенд и рассказов об истории края. Одним из наиболее устойчивых преданий из уст местных жителей, родившихся не позднее 1930 года, оказалась легенда о происшедшей в древние времена в окрестностях села битве. Молва связывала эти события с ордынским нашествием на славянские земли. В доказательство были приведены многочисленные свидетельства находок на пахотных полях человеческих костей, а житель села Красное С.И. Белянинов передал экспедиции четыре наконечника стрел, найденные им во время сельхозработ неподалеку от спуска к роднику «Святой источник».

С помощью местных жителей экспедицией было зафиксировано на протяжении четырех километров третьей надпойменной террасы р. Оки еще шесть родников, три из которых имеют имена собственные: Змеиный, Жадный, Грозный. Грозным назывался тот родник, который ныне носит название «Святой источник».

Как и следовало ожидать, молва связывает это гидроним с посещением родника Иваном IV, что практически невероятно. Как нам кажется, название родника уходит ко времени заселения этого края славянами и связано с частыми ударами грозовых разрядов в окружающий родник влажный лес. Вокруг родника Грозный мы насчитали более сорока деревьев, пораженных ударами молний, – то есть, почти всякое дерево высотой более двадцати метров носит на себе следы таких поражений.

В результате тщательного обследования прибрежных обнажений были найдены лишь единичные кремневые отщепы и несколько образцов ямочной керамики. Это позволяет придти к выводу, что с эпохи конца палеолита-мезолита племена, чье пребывание на берегах верхней Оки зафиксировано на многих известных археологических памятниках, по какой-то причине избегали селиться в родниковой зоне окрестностей современного села Красное.

Как бы то ни было, на первой надпойменной террасе р. Оки возле села Красное сложилась уникальная система родников, известных людям с глубокой древности и до сих пор привлекающих к этим местам множество паломников и туристов. При хорошей рекламе, создании инфраструктуры и облагораживании внешнего вида источников, устройства проезжей дороги к ним, этот район мог бы быть включен в число туристических достопримечательностей.

II.

Подавляющее большинство исследованных в Окском бассейне памятников от эпохи раннего железного века до эпохи Древней Руси содержит в своих коллекциях некое число кремневых изделий более раннего времени. Однако незначительное число кремневых орудий, отсутствие четких типологически выраженных форм не дает достаточных оснований для конкретной датировки и определения культурно принадлежности артефактов. Лишь в редких случаях можно с уверенностью отнести серии находок к мезолитическому времени. Основанием этому служат сырье, выдержанные формы изделий, техника расщепления кремня и вторичной его обработки, и, как дополнение, топография местонахождений.

Находки кремня с исследованных ранее городищ и селищ на территории Калужской, тульской областей выстраиваются в логическую картину распространения стоянок человека эпохи мезолита. Отсутствие даже небольшого культурного слоя, малое число находок и разнообразие их приводит к выводу, что на этих местах располагались небольшие кратковременные (сезонные) охотничьи лагеря. Картографирование таких памятников, возможно, укажет на пути небольших групп охотников по «путику» в границах своего ареала обитания.

Однако, если внимательно рассмотреть карту стоянок человека мезолита, то можно заметить, что во многом они совпадают с более поздними селищами, а те – по крайней мере многие – с селищами и городищами Древней Руси. И дело не только в удачном географическом положении. Приток нового населения в лесную зону проходил несколькими волнами и продолжался вплоть до V века нашей эры. Причины миграций у разных групп (племен) были различными, но благоприятные ландшафтно-климатические условия суббореального климатического периода, который по времени совпадает с эпохой бронзы, одинаково способствовали расселению земледельческо-скотоводческих племен в лесной зоне, южная граница которой в тот период проходила все еще несколько южнее современной. Аборигенное население охотников было частично вытеснено из мест своего обитания или уничтожено, частично смешалось с пришельцами, переняв у них ряд новых элементов культуры. Контакты групп пришлого населения с местными племенами и друг с другом приводили к сложным этнокультурным процессам, к формированию новых этнических общностей и групп.

Однако современная наука в силу разных причин не способна ответить на вопрос о преемственности различных археологических культур, их преемственности в освоении новых технологий. Складывается впечатление, что на территории современной России и на Верхнем Поочье в том числе то и дело ниоткуда возникали, некоторое время (до нескольких столетий), существовали и так же без видимых причин исчезали десятки разноязычных племен. Даже наиболее изученные и яркие фатьяновская, дьяковская, поздняковская, мощинская культуры так и не нашли археологических подтверждений к приходу в верхнеокский бассейн славянских племен. Не удалось даже установить этническую принадлежность этих племен – указывается лишь на то, что фатьяновцы были, например, европеоидами и разговаривали на еще неразделенном балто-славяно-германском языке, а поздняковцы относятся к монголоидной расе. Ясно лишь то, что в начале нашей эры население Верхнего Поочья было весьма неоднородным в культурном и этническом отношении.

III.

Согласно современным данным славяне появились в бассейне верховьев Оки в VIII-IX веках. Об этом свидетельствуют многочисленные городища и селища с безусловно славянской керамикой, а также одновременные им курганы с трупосожжением и детали погребального обряда, отличающиеся от мощинской культуры. Однако по нашим данным проникновение вятичских племен на территорию современной Тульской области началось еще в первой половине I тысячелетия нашей эры. И стояли на более высокой ступени экономического и социально-политического развития, чем верхнеокские балты. Основу их хозяйства составляло высоко развитое пашенное земледелие с применением пахотных орудий, высокого развития достигло ремесленное производство, интенсивно шел процесс отделение ремесла от сельского хозяйства. Вятичи либо уже имели, либо стояли на пороге сложения классового общества и формирования полноценной государственности.

Ассимиляция народов мощинской культуры не всегда и везде проходила гладко. Об этом говорит гибель городища у села Супруты. По данным археологических раскопок, это городище было основано на месте более раннего укрепленного поселения, причем оборонительные сооружения были значительно усилены. Это городище, возникшее на месте сожженного поселения мощинской культуры, было важным опорным пунктом колонизации вятичами верхнеокских земель. Разгром вятичского городища относится, судя по нумизматическим находкам, к концу X века, возможно набега кочевников или в результате одного из походов Святослава на вятичей. Об этом свидетельствуют четыре клада, найденные в разные годы на территории городища. Также в разных частях городища, иногда между постройками обнаружены погребения, преимущественно женские и детские, носящие характер временных.

Известно, что на страницах летописей вятичи как племенной союз упоминаются с 859 по 1197 год. Эти же источники свидетельствуют, что вятичи долгое время жили обособленно от своих соседей, сохраняли свои древние обычаи, политическую самостоятельность, языческую религию. Не раз вятичи отказывались платить дань киевским властям, прогоняли и убивали княжеских сборщиков дани, оказывали княжеским дружинам вооруженное сопротивление. Сыну Святослава Владимиру Мономаху по крайней мере дважды пришлось совершать походы на вятичские земли, но окончательно присоединить их к своим владениям он так и не смог. В течение всего XI века путь из Киева в Роство-Суздальское княжество через вятичские леса считался крайне опасным, поэтому купцы и даже воинские отряды выбирали кружной и дальний путь через Смоленск.

С поиска культовых мест вятичей, мониторингом известных археологических памятников начался второй этап экспедиции. После консультаций с известным археологом, много лет занимавшимся раскопками в Тульской и Калужской областях, экспедиция посетила четырнадцать памятников вокруг города Алексина. Городище у села Сенево оказалось сильно поврежденным из-за хозяйственных работ и вырубки леса.

Еще один туристский маршрут - кстати, эксклюзивный - мог бы проходить по следам цивилизации вятичей. Создание спортивно-пешеходного такого маршрута по погибшим древнерусским крепостям не требует никаких затрат.

IV.

Сопоставив опубликованные данные археологических раскопок этих памятников, опросы коренных жителей и собственные наблюдения, мы пришли к выводу, что к середине XIII века вятичская культура края была практически полностью заменена на древнерусскую археологическую культуру. Были уничтожены языческие святилища, а на их месте возникли храмы или часовни. Осмотр древнерусского погоста (известного с XIV века) на р. Мышега неподалеку от населенного пункта Спешиловка выявил в береговых осыпях наряду с гончарной керамикой древнерусского типа образцы лепной ранневятичской посуды роменского типа. Неподалеку от современного кладбища до сих пор сохраняется характерное всхолмление, поросшее березовой рощей, с каменным менгиром посередине, которое может быть расценено не иначе как ритуальное языческое святилище.

Интереснейшее место было зафиксировано экспедицией по подсказке краеведа В.Р. Квятковского. В урочище Старое Малютино на берегу небольшого пруда было обнаружено поваленное дерево, на суках которого был укреплен бычий череп. В нескольких метрах от дерева были найдены остатки еще четырех черепов. Можно предположить, что черепа по мере старения замененялись на более свежие. Опрос жителей ближайшей к урочищу деревни Малютино показал, что об этом месте знают. Екатерина Матвеевна Лоховцева, 1914 года рождения, рассказала, что в Старом Малютино до 30 годов жил известный всей округе коновал, создавший на берегу пруда что-то вроде святилища, куда владельцы заболевшей скотины, обратившиеся к коновалу, были обязаны сделать какое-либо подношение. В рытвине около поваленного древа были найдены две монеты – деньга 1735 года и копейка 1914, что косвенно подтверждает слова Лоховцевой.

Осмотр погоста Вырино, разрушенного в сороковых годах XX века, выявил многочисленные кладоискательские ямы, разрытые саркофаги XVII-XIX веков. Однако и здесь в отвалах земли были найдены образцы керамики начиная с X века.

Все сказанное подтверждает следующий вывод. Этнос есть среда сохранения и функционирования культуры, как длительного исторического опыта, поэтому культура не может не быть этнической. Археологическая культура выявляется по следам связей поколений, рисуя этнос во времени и пространстве. Этнические связи иерархичны, точно также иерархичны связи в пределах одной археологической культуры.

Когда-то вятичские племена, осваивая Верхнее Поочье, вытесняли и частично ассимилируя, частично уничтожая все другие культуры, обитающие в этом регионе. Следы этой борьбы, обнаруженные экспедицией АФН, зафиксированы в культурных слоях навечно. Столкновение цивилизаций окончилось победой вятичей, но в 1054 году по завещанию киевского князя Ярослава его сын Святослав получил «… всю страну восточную и до Мурома», то есть значительную часть Земли вятичей. И уже всего лишь десятком лет позднее эта Земля стала ареной борьбы между несколькими крупными феодальными центрами. В результате Земля вятичей оказалась поделенной между Черниговским, Ростово-Суздальским и возникшим Рязанским княжествами. Начался активный процесс ославянивания и христианизации вятичей. Однако этот процесс не закончился до сих пор. Еще до установления советской власти и некоторое время после этого существовали и активно посещались местным населением древневятичские святилища, сохранялся культ языческих богов, а православное вероисповедание включало в себя черты языческого поклонения пантеона древнерусских богов.

Выводы

Анализ результатов экспедиции дает повод сделать еще один вполне конкретный и достаточно практический вывод:

Тульская область обладает огромным и уникальным туристическим потенциалом, поэтому если в список предлагаемых к осмотру памятников старины включить древнерусские городища, то это, несомненно, привлечет еще больший приток туристов в область.

АФН может взять на себя разработку новых туристических маршрутов по местам обитания древних славян - земляным крепостям-городишам, полям былых сражений, по уникальной родниковой системе у села Красное, древневятичское укрепленное селение у села Супруты. АФН выполнит также историко-краеведческое описание этих маршрутов и обеспечит экскурсионное обслуживание новых маршрутов.

Собака не роскошь, а средство передвижения!!!
Shtusha
Уже как свой
Группа: Администраторы
Сообщений: 231
Награды: 10
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Призрак источника «Грозный»

Пресс-центр АФН, 07.06.06 г.

Сенсационные результаты принес Верхнеокский этап Всероссийской историко-краеведческой экспедиции, организованной Академией фундаментальных наук в мае 2006 года.

В течение нескольких дней этнографической группой экспедиции был собран богатейший материал легенд и рассказов об истории села Красное Алексинского района Тульской области. Одним из наиболее устойчивых преданий из уст местных жителей оказалась легенда о происшедшей в древние времена в окрестностях села битве. Однако никаких летописных описаний этой битвы не нашлось. Между тем, в доказательство этой версии были приведены многочисленные свидетельства находок на пахотных полях человеческих костей, а житель села Красное С.И. Белянинов передал экспедиции четыре наконечника стрел, найденные им во время сельхозработ неподалеку от спуска с поля к роднику «Святой источник».

С помощью местных жителей экспедицией было зафиксировано на протяжении четырех километров третьей надпойменной террасы реки Оки еще шесть родников, три из которых имеют имена собственные: Змеиный, Жадный, Грозный.

Интересно, что этимология гидронима «Жадный» связывается местными жителями не с жадностью, а с жаждой. Грозным же назывался тот родник, который ныне носит название «Святой источник». Как и следовало ожидать, народная память связывает этот гидроним с именем Ивана Васильевича, что, практически, невероятно.

Однако, как показали итоги экспедиции название родника гораздо более древнее, и уходит ко времени заселения этого края славянами и связано с частыми ударами грозовых разрядов во влажный лес, окружающий родник. Экспедиция насчитала вокруг родника Грозный более сорока деревьев, пораженных ударами молний – то есть, почти каждое дерево высотой более двадцати метров несет на себе следы таких поражений.

Еще предстоит найти объяснение этому феномену, как и тому факту, что в результате тщательного визуального обследования все обнажений на приречных отмелях реки Оки на протяжении нескольких километров вниз и вверх от родниковой системы, не было найдено ни одного фрагмента керамики и никаких других следов поселений древнего человека. Это позволило сделать вывод о том, что по каким-то причинам до 18 века, когда неподалеку от родниковой системы появилась владельческое сельцо Красное, человек избегал селиться в этих местах.

Еще одним свидетельством загадочности этих мест являются несколько рассказов местных жителей о регулярном появлении на роднике Грозный («Святой Источник») призрака «белой девушки». Этот призрак, внушающий безотчетный страх видевшим его, появлялся, по подсчетам экспедиции, не менее двадцати раз. Возможно, - если принять существование призрака за неоспоримый факт – эта фигура может быть связана с именем древней воительницы Ока, которая одновременно, по славянской мифологии была речной богиней.

- По меньшей мере, несколько уважаемых людей, которым у меня нет оснований не верить, видели этот призрак, – говорит президент Академии фундаментальных наук Андрей Тюняев. – По их словам они внезапно увидели приближающийся силуэт «прозрачной и светящейся» женщины и, «не испугавшись», стремительно взлетели на многометровый обрыв над ручьем. Как бы там ни было, наша экспедиция никогда не сталкивалась со столь загадочным и таинственным местом как родниковая система в окрестностях села Красное. Эта местность уже сейчас может быть причислена к неким «аномальным зонам» и требует дальнейшего изучения всеми доступными методами.

Собака не роскошь, а средство передвижения!!!
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: